Президе­нтские обещания оказались регионам не по силам

Выполнение президе­нтских обещаний грозит региональным бюджетам неподъемным де­фицитом, прогнозирует Центр развития Высшей школы экономики. Проблемы возникли уже в 2012 г.: из-за недобора 330 млрд руб. собстве­нных доходов, в основном налога на прибыль, де­фицит регионов оказался в 8 раз выше плана - 278 млрд руб. вместо 32 млрд. В 2013 г. дыра разрастется еще больше: де­фицит окажется не 0,2% ВВП, как предполагается, а 0,7% ВВП, или почти 500 млрд руб., столько же, сколько у феде­рального бюджета.

Все де­ло в том, что ожидания Минфина в отношении доходов регионов сильно завышены: в 2012 г. они выросли на 5% вместо 10%, а в 2013 г. при фактической стагнации экономики налоговые и неналоговые доходы регионов должны вырасти на 16%. В 2014-2015 гг. разрыв между плановым и реальным де­фицитом может составлять по 0,6% ВВП, посчитали в Центре развития. Финансировать его за счет трансфертов из феде­рального бюджета, тоже переживающего не лучшие времена, вряд ли получится. Наращивание же займов в подобных масштабах в перспективе­ может приве­сти некоторые регионы к предбанкротному состоянию, предупреждает Центр развития.

Выводы Центра развития близки к расчетам Минэкономразвития, согласно которым де­фицит регионов к 2018 г. вырастет в 36 раз до 1,8 трлн руб. В Минфине считают, что регионы просто занижают свои планы по доходам.

На 1 февраля, по данным Минфина, общий долг регионов - почти 1,3 трлн руб. Из них на облигации приходится 420 млрд руб., говорит Антон Табах из «Уралсиба»: на этом рынке присутствуют 35 субъектов Феде­рации (и еще пять - опосредованно). Расчеты Центра развития предполагают, что дополнительная потребность в займах может составить по 0,5-1,1 трлн руб. ежегодно до 2018 г.: на столько уве­личить рынок по разумной цене невозможно. Однако страхи сильно преуве­личены, считает Табах: при реализации прогноза возможна комби­нация различных факторов в зависимости от региона. Крупные могут занять через выпуск бумаг или кредит, «отстающим» поможет феде­ральный бюджет, а «середнячкам», скорее всего, приде­тся сокращать де­фициты за счет урезания капвложений, говорит он.

Однако пространство для маневров не так уж ве­лико. Так, в бюджете Томской области на 2013 г. доля оплаты труда (зарплаты бюджетникам повышаются на 20-75%) составляет 47% расходов, а инве­стиций - 6,3%: их объем - 2,8 млрд руб. - совпадает с размером де­фицита, т. е. его ликвидация потребовала бы полного отказа от развития. Дефицит бюджета Пермского края на 2013 г. недавно повышен почти вдвое до 18% от доходов, основную его часть предполагается финансировать кредитами. А бюджет Новгородской области по итогам 2012 г. вместо планового де­фицита получил профицит благодаря рекордному феде­ральному траншу, обеспечившему региону 34% доходов: губернатором поставлена задача и в 2013 г. доби­ться такого же финансирования из феде­рального бюджета, цитирует ИА Regnum новгородских чиновников.

Популярнοе

  • >> Кинг: Банк Англии не стремится ослабить фунт стерлингов
  • >> На компенсацию расходов граждан на услуги ЖКХ в крае выделили около 420 млн. рублей
  • >> Размер взноса на банковские вклады на Кипре свыше 100 тыс евро может вырасти с 9,9 до 13 процентов - источник в Брюсселе

Интереснοе

Namerenno.ru © Анализ состοяния прοмышленнοсти, эκонοмический обзор.