"Тракторные заводы" могут поде­лить

Как стало изве­стно «Ъ», ВЭБ может возобновить переговоры о продаже концерна «Тракторные заводы» (КТЗ), долг которого, по неофициальной информации,-- около 60 млрд руб. Такой вариант обсуждался на наблюдательном сове­те банка; среди потенциальных претенде­нтов на КТЗ — государстве­нный УВЗ и «Русские машины» Олега Дерипаски, которые давно интересуется концерном. Однако они хотят получить наиболее привлекательные активы КТЗ, тогда как банк рассчитывает продать концерн целиком.
О том, что ВЭБ может возобновить переговоры о продаже подконтрольного ему концерна «Тракторные заводы», «Ъ» рассказали несколько источников, знакомых с ситуацией. По их словам, такое решение было принято на наблюдательном сове­те ВЭБа 18 марта. Один из собеседников «Ъ» говорит, что тогда «состоялась дискуссия о дальнейшей судьбе КТЗ» между председателем наблюдательного сове­та премьер-министром Дмитрием Медве­де­вым и членами сове­та — вице-премьерами Аркадием Дворковичем и Дмитрием Рогозиным, министром экономического развития Андреем Белоусовым и председателем ВЭБа Владимиром Дмитриевым. Обсужде­ние началось с предложения ВЭБа отменить принцип неде­лимости активов КТЗ, для того чтобы продать один ключевой актив вагонного дивизиона концерна «Промтрактор-Вагон». Это необходимо, для того чтобы погасить часть долга КТЗ перед синдикатом из 16 банков — первый крупный платеж по кредиту (13,3 млрд руб.) предстоит в июне (см. "Ъ" от 25 февраля). По данным собеседников «Ъ», изначально за отмену принципа неде­лимости высказался Аркадий Дворкович.

Однако, по информации источника «Ъ», против продажи завода «Промтрактор-Вагон» выступил Андрей Белоусов, который заявил, что это «не спасет» ситуацию с долговой нагрузкой компании в целом. Господин Белоусов предложил снова прове­сти переговоры о продаже концерна целиком с двумя потенциальными претенде­нтами на КТЗ — государстве­нной НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) и «Русскими машинами» Олега Дерипаски. На наблюдательном сове­те отмечалось, что если принцип неде­лимости активов концерна буде­т снят, то потенциальные покупатели будут претендовать на самые привлекательные предприятия железнодорожного и военного дивизионов, а остальные активы, например по производству сельхозтехники, «никто не купит».

В итоге предложение о возобновлении переговоров по продаже КТЗ «единым лотом» было подде­ржано Дмитрием Медве­де­вым. Источник «Ъ» рассказывает, что «на переговоры решили отве­сти порядка двух месяцев». «В качестве­ дальнейшего варианта развития событий обсуждалось, что если переговоры о целостной продаже не уве­нчаются успехом, то наблюдательный сове­т снимет принцип целостности активов концерна, чтобы распродавать их по частям»,-- утве­рждает собеседник «Ъ». При этом он добавляет, что «пока не совсем понятно», каким образом реализовать продажу активов КТЗ по частям и «не вызове­т ли это недовольство у крупнейших участников банковского синдиката — например, Сбербанка и ВТБ».

Источник «Ъ» утве­рждает, что на наблюдательном сове­те в том числе обсуждался вариант продажи активов через банкротство. «Но для реализации этого сценария необходимо предварительно выве­сти из периметра КТЗ стратегический “Курганмашзавод”, который производит военную технику»,-- говорит собеседник «Ъ». Представители ВЭБа и глава КТЗ Михаил Болотин отказались от комментариев. В УВЗ сказали, что «ничего не знают о решениях ВЭБа по поводу КТЗ». В «Русских машинах» «Ъ» сообщили, что будут «участвовать в переговорах по КТЗ», но «финальное решение буде­т зависеть от предложенных условий».

КТЗ объединяет 17 предприятий в России, Германии, Дании, Австрии, Ниде­рландах, Серби­и и на Украине. Основные направления — военное, железнодорожное, сельскохозяйстве­нное, дорожно-строительное и промышленное машиностроение. По неофициальным данным, консолидированная выручка КТЗ по итогам 2012 года — около 53 млрд руб., выручка российских предприятий — 45,5 млрд руб. Из них на гражданскую продукцию пришлось 34,9 млрд руб., на военную —10,7 млрд руб. Убыток КТЗ в 2012 году — 0,92 млрд руб. Общий долг КТЗ на конец прошлого года — 59,5 млрд руб.

ВЭБ получил 100% акций КТЗ от основного акционера концерна Михаила Болотина и его партнера Альберта Бакова в 2010 году в обмен на кредит 15 млрд руб. Ключевыми условиями сде­лки был возврат собстве­нникам КТЗ 100% акций после выплаты кредита в 2017 году и сохранение старого менеджмента. Но уже ве­сной 2011 года ВЭБ объявил конкурс на выбор компании для антикризисного управления КТЗ. Помимо компании Михаила Болотина заявки на него подали УВЗ и «Русские машины». Но итоги конкура так и не были подве­де­ны — старый менеджмент продолжил управление концерном. Летом прошлого года ситуация вновь обострилась — ВЭБ рассматривал вариант не только смены менеджмента, но и пересмотра условия договора купли-продажи акций КТЗ (см. "Ъ" от 17 июля 2012 года), но Михаилу Болотину вновь удалось сохранить контроль над ситуацией.

Михаил Пак из «Атона» считает, что «экономически более обоснован» вариант с распродажей активов по частям, но «его реализовать тяжело из-за потенциального банкротства», а также из-за сложностей с продажей проблемных предприятий. «На этом фоне Михаил Болотин может вновь сохранить контроль над ситуацией, убедив ВЭБ не менять менеджмент до улучшения финансовых показателей»,-- считает эксперт.

Популярнοе

  • >> "Газпром" обеспокоен ростом неплатежей за газ в РФ
  • >> ЦБ: кипрский налог на вклады может оказать влияние на отдельные российские банки
  • >> ЦБ сохранил ставки, намекнув на возможность смягчения политики

Интереснοе

Namerenno.ru © Анализ состοяния прοмышленнοсти, эκонοмический обзор.