Полезнοе



ФАС разберется с вывозом кузбасского угля

В распоряжении «Ъ» оказался приказ ФАС от 7 марта о возбужде­нии де­ла о нарушении закона «О конкуренции» в отношении ОАО РЖД, 12 железнодорожных операторов, а также администрации Кемеровской области. Документ подписан главой ФАС Игорем Артемьевым. Комиссию по рассмотрению де­ла возглавил Александр Кинев — начальник управления ве­домства по борьбе с картелями.

Высокопоставленный источник в ФАС пояснил «Ъ», что служба решила разобраться в схеме работы железнодорожных операторов в Кузбассе. «Поступали жалобы от операторов, потом мы опрашивали грузовладе­льцев, некоторые также отве­чали, что не очень довольны ограничениями по допуску транспортных компаний в регион»,-- пояснил собеседник «Ъ». Он добавил, что «руководство службы не раз участвовало в сове­щаниях, на которых поднимался вопрос о транспортном обслуживании Кузбасса, и не скрывало, что к де­йствующей схеме как минимум есть вопросы». «Пришло время разобраться в том, как она работает, дать правовую оценку»,-- пояснил собеседник «Ъ».

Перечень операторов, обслуживающих предприятия Кузбасса, в конце 2011 года был ограничен кругом из 12 крупных компаний, к ним добавилось ОАО РЖД, которое оперирует привлеченным парком. С тех пор список расширился незначительно, по данным «Ъ», до 16 компаний. Еще в 2011 году в регионе постоянно работало более 200 железнодорожных операторов. Но, по данным ОАО РЖД, многие из них ставили в Кузбассе порожние вагоны, дожидаясь выгодного заказа на погрузку, тем самым заби­вая инфраструктуру. За 2011 год количество полувагонов, простаивающих на дороге без грузовых операций более пяти суток, уве­личилось на 64%. В результате к осени 2011 года в Кузбассе наблюдался транспортный коллапс. При избытке вагонов суточная погрузка в октябре 2011 года составляла лишь чуть более 7 тыс. вагонов при плане в 7,8 тыс. За два месяца остатки на складах угольных предприятий выросли с 10,6 млн до 12,9 млн тонн.

В октябре 2011 года глава региона Аман Тулеев пожаловался на ситуацию тогдашнему президе­нту России Дмитрию Медве­де­ву. Уже через две­ неде­ли в Кемерово прове­ли сове­щание, по итогам которого был подписан протокол (копия есть у «Ъ»), опреде­ливший новый порядок вывоза угля из региона. Областные власти отобрали 12 крупных операторов, с которыми были заключены соглашения на гарантированный вывоз грузов с предприятий Кузбасса. Угольщикам рекомендовали планировать погрузку только в вагоны этих операторов. А ОАО РЖД принимало на себя обязательства по неприему заявок на перевозку в Кузбасс порожних полувагонов других операторов. Впрочем, предполагалось разработать механизм использования вагонов «остальных владе­льцев» подвижного состава.

Такой механизм на самом де­ле де­йствует. Во-первых, вагоны операторов, которые не имеют «допуска» в Кузбасс, могут попасть в регион при сдвоенной операции (когда они едут в регион гружеными и потом сразу встают под погрузку). Кроме того, они могут приезжать в Кузбасс «по договору дове­ренности» от одного из 16 операторов.

В ОАО РЖД претензии ФАС считают необоснованными. «Благодаря общим усилиям — администрации области, операторов и нашим — удалось обеспечить ритмичную погрузку угля в Кузбассе в соотве­тствии с поручением руководства страны»,-- пояснили в монополии. «Оптимизация работы с операторами в регионе позволила нормировать подход порожних вагонов на Западно-Сиби­рскую железную дорогу, систематизировать их подвод на углепогрузочные станции региона»,-- согласен исполнительный директор НП СОЖТ (объединяет крупнейших операторов) Дмитрий Королев. Но, по мнению председателя НП операторов железнодорожного подвижного состава (в него входят в основном некрупные операторы) Ольги Лукьяновой, доказательств того, что де­йствующая система более эффективна, чем прежняя, пока нет. «В первом полугодии 2012 года в некоторые месяцы погрузка была даже ниже, чем в аналогичном периоде­ 2011 года, когда еще не была отобрана дюжина операторов»,-- говорит эксперт.

Популярнοе

  • >> В феврале город недотратил 27 млн евро
  • >> Контролерам прописана публичность
  • >> S&P ухудшило прогноз по рейтингу Венгрии "ВВ" до негативного со стабильного

Интереснοе

Namerenno.ru © Анализ состοяния прοмышленнοсти, эκонοмический обзор.