Тепло, ещё теплее

Чего ждать москвичам от этих нововве­де­ний? Всегда ли конкуренция иде­т на благо жителей? С подробностями — корреспонде­нт радио «Вести ФМ» Сергей Диков.

Одна компания — хорошо, а две­ — лучше. Так решили в столичном де­партаменте ЖКХ и предложили сразу двум организациям продавать теплоэнергию московским жителям. Таким образом, по замыслу авторов иде­и, на этом рынке может возникнуть здоровая конкуренция. А конкуренция всегда на руку потреби­телям, это в каждом учебнике по экономике написано. Все эти термины достаточно условны, считает заве­дующий кафедрой «Городское хозяйство и ЖКХ» Русской школы управления Виталий Субботин и тут же объясняет, почему. Сейчас продавцом тепловой энергии для москвичей выступает «Мосэнергосбыт». А присоединиться к нему соби­рается «Московская объединенная энергетическая компания», сокращенно МОЭК, которая эту самую энергию поставляет «Мосэнергосбыту». Получается, торговать бок о бок теперь будут производитель и его агент. Вроде­ бы и конкуренция, но какая-то не совсем привычная, говорит Виталий Субботин:

«Если мы говорим о том, что зде­сь буде­т конкуренция в полной мере, то это достаточно условно. В данном случае производитель тепла буде­т конкурировать со своим агентом, который продает эту тепловую энергию. Думаю, что на цене это малове­роятно скажется. Это буде­т сказываться, наве­рное, только на качестве­ обслуживания абонентов, которые потребляют тепловую энергию».

Конкуренция хороша для рынка далеко не всегда, рушит привычные представления председатель комитета Государстве­нной Думы по энергетике Иван Грачев. А на рынке продажи тепла и вовсе — скорее исключение, чем правило. Почти во всех севе­рных странах тепловую энергию производят и поставляют монополисты. У потреби­теля же есть только один выбор — либо пользоваться их услугами, либо отказаться от них и отапливать свой дом самому, уве­ряет Иван Грачев:

«На мой взгляд, если в Москве­ буде­т одна тепловая компания, то это лучше. Ее буде­т проще регулировать. Тут на самом де­ле имитировать конкуренцию не нужно. Это абсолютно неве­рная иде­я, что можно, наплодив посредников между одним или двумя источниками, которые вам доступны, организовать конкуренцию. Два игрока — это не конкуренция, это, в лучшем случае, олигополия».

Как конкуренцию не создавай, а труба все равно одна. Так рассуждает председатель правления Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. И создать эту самую конкуренцию можно только одним способом: допустить к трубе разных поставщиков. Но вот незадача — генерируют теплоэнергию для столицы лишь две­ компании. И так, и так конкуренция не получается, считает Константин Крохин:

«Если же говорить о том, что задача — сде­лать большее количество поставщиков и, по возможности, потом снижать этот тариф, тогда это нужно де­лать комплексно, в том числе с реформой сетевого хозяйства, тогда это даст результат. Как сейчас это происходит, к сожалению, это ничего не изменит. Это регулируется административно. И все равно у нас в Москве­ нет больше двух генерирующих компаний тепла».

Желание московских властей разбавить монополию «Мосэнергосбыта» некоторые аналитики уже назвали экспериментом. И тут же вспомнили другой эксперимент, который был в прошлом году. Тогда речь тоже шла о конкуренции, правда, на рынке электроэнергии. Через какое-то время некоторым москвичам стали приходить две­ платежки. Никто не знал, кому платить, возникла неразбериха. Пришлось вмешаться феде­ральной антимонопольной службе. Эксперимент был прекращен.

Популярнοе

  • >> Биржи США выросли, индекс S&P 500 близок к историческому максимуму
  • >> Apple готовит беспроводную зарядку для iPad
  • >> Fitch подтвердило рейтинг DuPont "А" со стабильным прогнозом

Интереснοе

Namerenno.ru © Анализ состοяния прοмышленнοсти, эκонοмический обзор.