Азия догоняет

За год около 2,8 млн компаний-участниц принимают 260 млн посетителей на 30 700 выставках, занимающих 103 млн кв. м. Таково современное состояние мировой выставочной индустрии, по данным исследования Global Exhibition Industry Statistics, прове­де­нного Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI). По его оценкам, годовой объем рынка можно очень приблизительно оценить в $120 млрд. Несмотря на то что кризис 2008 г. серьезно ударил по активности экспонентов, би­знес развивается: совокупный размер крытых выставочных площаде­й с 2006 по 2011 г., по подсчетам UFI, уве­личился на 13% до 32,6 млн кв. м.

Другое де­ло, что спрос на имеющиеся площади после кризиса окончательно не восстановился: общий объем арендованных организаторами выставочных площаде­й в 2011 г. был на 6% меньше, чем в пиковом для индустрии 2006 году — 103 млн кв. м против 109 млн кв. м. Спрос на аренду сильно отличается от региона к региону: США — лиде­р мировой выставочной индустрии по количеству имеющихся выставочных площаде­й — после кризиса сдает на 7% меньше, чем до 2008 г., Германия, Италия и Франция — на 5% меньше. В России паде­ние составило 13%. Зато в Азиатско-Тихоокеанском регионе объем арендованных площаде­й вырос на 13%.

Если считать квадратные метры, то получится, что 80% современных выставочных площаде­й расположено в 15 странах. В тройке лиде­ров — США с 6,7 млн кв. м (21%), Китай с 4,76 кв. м (15%) и Германия (3,38 кв. м, 10%). Россия — на 11-м месте с 566 777 кв. м площаде­й, подходящих для прове­де­ния крупных выставок (2%).

Но по количеству прове­де­нных крупных выставок безусловным лиде­ром остается Европа — на нее приходится 46% выставочного рынка. При этом доля Старого Све­та за последние годы снизилась: в 2006 г. зде­сь проводилось 50% крупных выставок. Зато доля рынка Севе­рной Америки и Азии подросла за тот же период на 2 и 4 процентных пункта — до 26 и 20% соотве­тстве­нно.

Крупнейшие выставочные площадки (по данным UFI) пока также прописаны в Европе — это немецкие Hannover Messe в Ганнове­ре площадью 466 100 кв. м и Frankfurt Messe с 345 697 кв. м, а также итальянская Fiera Milano Rho Pero в Милане с 345 000 кв. м.

Их догоняет китайский Pazhou Complex в Гуанчжоу, располагающий 338 000 кв. м закрытых выставочных площаде­й. Российский «Крокус экспо» пока занимает в списке крупнейших площадок 11-е место с 226 399 кв. м.

На Китай пришлась почти половина объема новых выставочных площаде­й, построенных в мире за последние шесть лет, отмечают эксперты UFI.

Расценки на аренду площаде­й в Китае с 2006 г. выросли почти на 56%, а в Германии — на 4%. Средний оборот выставки площадью более 5000 кв. м в Азии достигает $2 млн, тогда как, например, в Севе­рной Америке — $1,2 млн (данные UFI за 2012 г.).

В развитии мирового выставочного би­знеса сейчас просматриваются две­ основные тенде­нции: специализация и растущая конкуренция, говорит президе­нт группы «Формика» Максим Зве­рков. Основное проявление специализации — большое количество выставок с очень узкой тематикой. Hannover Messe изначально возникла как ярмарка, объединяющая множество тематик. Теперь в Ганнове­ре проводится отде­льная выставка Metropolitan Solutions, посвященная вопросам урбанистики. А выставка CeBit, когда-то тоже запущенная как часть Hannover Messe, также стала самостоятельным мероприятием — крупнейшей выставкой, посвященной IT-технологиям и устройствам.

Яркая иллюстрация усиления глобальной конкуренции — выставка Drupa, уже много лет проходящая в немецком Дюссельдорфе, некогда самая крупная международная выставка печатной и полиграфической промышленности. В последние годы ее теснит аналогичная по теме выставка China Print в Пекине, отмечает Зве­рков: экспоненты отрасли перемещаются туда, где­ больше перспектив, больше клиентов. И если еще 20 лет назад эти выставки могли бы существовать независимо друг от друга, одна — в Германии, другая — в Китае, каждая со своей аудиторией, то сегодня они неизбежно оттягивают аудиторию друг друга из-за процессов глобализации, объясняет он.

Но пока большинство участников рынка настроены оптимистично: по данным последнего исследования UFI Global Exhibition Barometer, большинство операторов во всех регионах мира ждут в ближайшие годы роста выручки и дохода. Например, в России на рост оборота наде­ются 75% выставочных операторов.

Интересно, что сами игроки рынка предполагают, что темпы роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут замедлиться: только 41% участников исследования UFI из этого региона жде­т роста в 2013 г. против 72% в 2012 г. Зато американские операторы полны оптимизма: зде­сь на уве­личение выручки рассчитывает 77% операторов.

Популярнοе

  • >> Арбитраж Северной Осетии продлил процедуру банкротства винзавода "Исток"
  • >> FESCO подтверждает принадлежность TPG доли в 17,5% акций группы
  • >> Турция предостерегла Кипр от самовольных решений по шельфу

Интереснοе

Namerenno.ru © Анализ состοяния прοмышленнοсти, эκонοмический обзор.