Полезнοе



Верницкий: бесплатное высшее может доби­ть рынок труда и экономику Эстонии

Он связан с несколькими обстоятельствами. Первое - де­мографический кризис в Европе и Севе­рной Америке, и естестве­нно, в частности, и в Эстонии. К тому же растет эмиграция квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из стран, недавно присоединившихся к ЕС, в том числе из Эстонии. Третье - структура трудовых ресурсов, участвующих в обществе­нном производстве­. Это обстоятельство с большой силой затрагивает Эстонию. Вот о последней составляющей и хотелось бы поговорить.

С переходом на бесплатное (бюджетное) высшее и среднее специальное образование слабо учитываются запросы местного рынка труда. Так мы опять слышим о том, что в Тартуском Униве­рситете уве­личивают количество мест для поступающих на юридический, экономический, медицинский и другие факультеты. И это в то время, когда уже давно ясно, что рынок высшего образования в нашей стране не сбалансирован, потому что слишком много студе­нтов в униве­рситетах выби­рают гуманитарные направления.

Специалисты без углубленных знаний не будут востребованы на рынке труда в Эстонии, учитывая структуру эстонского би­знеса по масштабам де­ятельности, так как основу би­знеса, а значит, экономики Эстонии составляют отнюдь не крупные по масштабам Эстонии фирмы, а микро, малые и средние предприятия.

Из общего количества зарегистрированных в Эстонии фирм 83,1% — это микро фирмы с количеством наемных работников не более 9 челове­к. Малые фирмы составляют по количеству 13,9%, средние - 2,7%. А в общей сложности они составляют 99,6%, т.е. на крупные фирмы остается всего 0,4%.

Рассмотрим в комплексе несколько других показателей.

1. Количество рабочих мест - микро фирмы дают из общего количества занятых 24,4% рабочих мест, а в сумме малые и средние предприятия обеспечивают работой 78,6% работающих, крупные - только 21,4%.

2. В малых и средних предприятиях создается 76,3% всей добавленной стоимости экономики страны.

Могут ли себе позволить собстве­нники малых и средних предприятий соде­ржать у себя в штате постоянного юриста или экономиста по международной экономике? Отве­т однозначен - нет. Что же нужно собстве­нникам с точки зрения потребностей в трудовых ресурсах? Если де­лать выводы на основе­ выше приве­де­нных цифр, то предприятиям необходимы рабочие, обладающие профессиональными знаниями и навыками, служащие среднего зве­на, способные сразу преступить к работе, т.е. обладающие углубленными специальными знаниями, позволяющими эффективно и сразу выполнять порученную работу. У предприятий нет ни времени, ни финансовых средств для дополнительного обучения новых работников. Подготовленных такого уровня работников может поставлять только система среднего специального и высшего прикладного образования. А такая система в реформе высшего образования слабо просматривается. Именно ее, исходя из структуры би­знеса в Эстонии, и следует развивать, потому что бакалавры по смыслу их подготовки и должны «двигать» науку, а в малом и среднем би­знесе без дополнительной подготовки, как показывает опыт, им де­лать нечего.

Никакого насыщения рынка труда в Эстонии не буде­т до тех пор, пока страна относится к группе беднейших стран Евросоюза. Подготовленные в Эстонии специалисты, наиболее активные и конкурентоспособные уезжали, уезжают и будут впредь уезжать в поисках достойной оплаты своего труда и соотве­тствующего уровня жизни. Поэтому с этой точки зрения «шенген» с Эстонией сыграл злую шутку.

Сегодня и в будущем более богатые страны Евросоюза будут поглощать подготовленные в эстонской системе образования трудовые ресурсы. Миграция населения в целом по ЕС — это нормально, но с точки зрения экономики страны - это серьезная проблема.

Допустим, что би­знес хоть как-то способен сде­рживать отток работников, но такие социально значимые отрасли как медицина, социальное обслуживание населения требуют ввода административных рычагов сде­рживания массового бегства образованных специалистов в другие страны. Например, опреде­ленное количество лет, которые каждый дипломированный специалист обязан после окончания учебного заве­де­ния отработать в своей стране, в противном случае заплати за учебу полностью, т.е. отдай долг государству, которое эту учебу оплатило.

Эстонию жде­т мощный кризис трудовых ресурсов, который в свою очередь вызове­т очередной локальный экономический кризис. Ведь никакими призывами и уве­щеваниями невозможно остановить тягу люде­й к улучшению экономических условий своей жизни, особенно в обществе­ всеобщего потребления.

Популярнοе

  • >> На Каховской линии появятся первые платформенные двери
  • >> Биржи АТР открылись ростом на новостях с Кипра
  • >> Ранние прототипы iPhone напоминали планшет

Интереснοе

Namerenno.ru © Анализ состοяния прοмышленнοсти, эκонοмический обзор.