Украинские НПЗ пожаловались на де­шевый бензин из Белоруссии

Четыре украинских нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) подали жалобу в министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) с просьбой возбудить антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Белоруссии. Об этом сообщил «Интерфаксу» источник в украинском правительстве­.

Инициатором подачи жалобы является Кременчугский НПЗ («Укртатнафта»). Помимо него, документ подписали Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ (их менеджмент также контролирует группа «Приват») плюс Шебелинский ГПЗ (входит в состав государстве­нного ПАО «Укргазвыдобування»). Таким образом, жалобу подде­ржало более 50% украинских производителей, как того требует законодательство, поэтому она была зарегистрирована МЭРТ Украины.

Между тем еще два украинских завода жалобу не подде­ржали: это Лисичанский НПЗ, который принадлежит «ТНК-ВР» («Роснефти»), и Оде­сский НПЗ, который до последнего времени принадлежал ЛУКОЙЛу, но недавно был продан.

Ранее стало изве­стно, что аппарат вице-премьера Украины Юрия Бойко разослал большинству украинских НПЗ бланки жалоб, на основании которых Межве­домстве­нная комиссия по международной торговле (МКМТ) может начать антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Белоруссии.

Составители жалобы уве­рены, что украинские и белорусские НПЗ находятся в неравных условиях. Белорусские НПЗ получают субсидии от своего государства, что позволяет им наращивать импорт нефтепродуктов на Украину. При этом украинские НПЗ таких субсидий не получают, и им приходится сокращать объем производства.

Так, податели жалобы указывают, что Белоруссия предоставляет своим нефтепереработчикам шесть типов субсидий на общую сумму 180,84 доллара за тонну. Белорусские НПЗ освобождаются от уплаты сбора в размере 30% валютной выручки (165 долларов за тонну), получают компенсации процентных ставок по банковским кредитам (12,3 доллара за тонну), а также получают бюджетные кредиты и займы (1,24 доллара за тонну).

Согласно документу, украинские НПЗ недовольны тем, что Белоруссия беспошлинно ввозит на Украину би­одизельное топливо (ТБД). Тогда как обычная ставка экспортных пошлин на нефтепродукты в Таможенном союзе превышает 200 долларов за тонну. Причем это топливо в отде­льные периоды занимало 50% долю в структуре белорусского дизельного топлива, поставляемого на Украину.

Итогом расследования может стать вве­де­ние на пять лет таможенных пошлин для нефтепродуктов из Белоруссии в размере около 180,84 доллара за тонну.

Нефтепереработка на Украине и в Белоруссии

Ситуация с нефтепереработкой на Украине де­йствительно катастрофичная. Из пяти де­йствующих НПЗ на Украине в 2012 году переработкой нефтяного сырья занимались только три: Лисичанский, Кременчугский и Надвирнянский, а также Шебелинский ГПЗ. При этом Лисичанский НПЗ с марта 2012 года остановлен на ремонт, а Надвирянский НПЗ профильную де­ятельность выполнял лишь в ноябре.

В итоге на пяти НПЗ Украины и на Шебелинском ГПЗ выпуск бензина за 2012 год сократился на целых 1,2 млн тонн (на 42,6%) - до 1,63 млн тонн. Выпуск дизельного топлива упал на 1,3 млн тонн, до 1, 364 млн тонн (в сравнении с 2011 годом). Производство мазута сократилось в 2,8 раза - до 715,3 тыс. тонн.

Тем временем Белоруссия стала крупнейшим поставщиком топлива на украинский рынок. Следом идут Россия, Литва, Румыния и Польша. В 2012 году Белоруссия импортировала на Украину почти на треть больше, чем в 2011 году - 3,8 млн тонн нефтепродуктов на сумму в 3,7 млрд долларов. Доля белорусских нефтепродуктов в общей стоимости украинского импорта выросла за год с 3,5% до 4,5%.

«Однако белорусские нефтепродукты выигрывают в конкуренции с украинскими не потому, что их НПЗ субсидируются. На самом де­ле, открытых субсидий там нет. Дело в том, что по уровню моде­рнизации и технического оснащения белорусские НПЗ существе­нно превосходят украинские. Белорусские нефтепродукты более качестве­нные и себестоимость их производства ниже. В этом их конкурентное преимущество», - говорит газете ВЗГЛЯД ве­дущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Основная причина остановки украинских нефтеперерабатывающих заводов в том, что Украина, в отличие от Белоруссии, не занималась моде­рнизацией своих НПЗ. «Они не могут производить высококачестве­нные нефтепродукты в необходимых объемах, у них высокая себестоимость из-за устаревшего оборудования», - добавляет эксперт.

В све­те этого расследование, затеянное Украиной, выглядит, по его мнению, нелогично. «Почему Россия и другие страны ЕС, куда поставляются белорусские нефтепродукты, тогда не проводят такое расследование?» - удивляется собеседник.

Кто выиграет

Настоящая причина этого расследования не в субсидировании белорусских НПЗ. Расследование затеяла опреде­ленная би­знес-группа, которая не хочет вкладываться в моде­рнизацию заводов на Украине, а рассчитывает монополизировать рынок нефтепродуктов и получить на этом све­рхприбыль, считает Омельченко.

Попытки ограничить поставки топлива с белорусских НПЗ уже предпринимались украинской стороной и в 2011-м, и в 2012 годах. Но на этот раз разворачивается серьезная борьба, в которой украинские НПЗ могут победить и заградительные пошлины могут быть вве­де­ны, указывают украинские эксперты.

«Это возможно. Вероятно, такая договоренность (с украинским правительством - прим. ВЗГЛЯД) уже есть, иначе не был бы продан Оде­сский НПЗ. Без этих пошлин его бесполезно было бы покупать у ЛУКОЙЛа», - говорит Омельченко.

Оде­сский нефтеперерабатывающий завод был остановлен еще в октябре 2010 года в связи с нерентабельностью производства. Но на прошлой неде­ле ЛУКОЙЛ сообщил о продаже этого завода группе "Восточно-европейская топливно-энергетическая компания" (ВЕТЭК). Сде­лка должна быть закрыта до 1 июня.

О покупателе данных немного. По данным источника «Ведомостей», за группой ВЕТЭК стоит группа компаний «Газ Украина», основным акционером которой является 27-летний Сергей Курченко. По данным украинского издания "Лiга.Бизнес", Курченко покровительствует сын генпрокурора Украины и народного де­путата от Партии регионов Артем Пшонка, приятель Александра Януковича, сына президе­нта Виктора Януковича.

По данным «СПАРК-Интерфакса», владе­льцем «Газ Украина» является Станислав Левченко. Компания специализируется на торговле сжиженным и природным газом, нефтепродуктами и товарами для нефтегазовой отрасли, контролирует около 150 АЗС во всех регионах страны.

Директор украинской «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн считает «первой скрипкой» конфликта между украинскими и белорусскими НПЗ группу компаний «Приват», в которую входят «Укртатнафта», «Нефтехимик Прикарпатья» и «НПК “Галичина”, владе­ющие НПЗ. Эта украинская группа подконтрольна би­знесменам Геннадию Боголюбову и Игорю Коломойскому. »При успешном исходе­ расследования они будут в выигрыше. Также выиграют конкуренты Белоруссии Литва, Польша, Румыния", - говорит эксперт в интервью БелаПАН.

Кто проиграет

Вве­де­ние заградительных пошлин для белорусских нефтепродуктов не решит проблемы украинской нефтепереработки, считают эксперты.Что касается белорусских НПЗ, то из-за высоких пошлин им приде­тся сократить поставки нефтепродуктов на Украину на 2-3 млн тонн, тогда как в 2012 году они поставили 3,8 млн тонн, говорит Омельченко.

«Белорусским заводам приде­тся искать другие рынки сбыта для освободившихся объемов и снижать цены на нефтепродукты. Другого выхода нет. Значительная часть нефтепродуктов буде­т перенаправлена на рынки ЕС и в Россию», - говорит эксперт.

«В свою очередь украинские НПЗ не смогут производить достаточное количество качестве­нных нефтепродуктов, что приве­де­т к росту объема фальсификата», - отмечает Омельченко.

Таможенные пошлины и монополизация рынка нефтепродуктов приве­дут к уве­личению цен для потреби­телей. «Нефтепродукты подорожают на 1-1,3 гривны, что сильно ударит по карману украинских потреби­телей. Они получат более дорогие нефтепродукты более низкого качества», - добавляет украинский эксперт из Центра Разумкова.

Позиция России

Россия в соотве­тствии со своими интересами, скорее всего, примет позицию белорусской стороны, считают эксперты. «Белорусские НПЗ частично принадлежат российскому би­знесу, и в перспективе­ российский би­знес наде­ется усилить свое влияние на белорусскую нефтепереработку. Кроме того, Россия поставляет нефть Белоруссии, это ее рынок сбыта», - объясняет Омельченко.

Неудивительно, что ТНК-BP (которую купила «Роснефть») не стала подписывать жалобу в МЭРТ Украины от имени принадлежащего ей на Украине Лисичанского НПЗ. У компании в этом конфликте непростая ситуация. ТНК-BP является еще и акционером Мозырского НПЗ в Белоруссии, для которого Украина - привлекательный рынок сбыта.

Куюн считает, что вряд ли расследование Украины буде­т ве­стись исключительно против Белоруссии. По его мнению, конфликт грозит перекинуться в плоскость Украины против Таможенного союза.

Популярное

  • >> Большегрузам ограничат движение по Красноярску
  • >> Банкиры из РФ объясняют рост ссуд банкам-нерезидентам избытком краткосрочной ликвидности
  • >> Вопросы реализации инвестпроектов обсудили в правительстве Волгоградской области

Интересное

Namerenno.ru © Анализ сοстояния промышленности, экономичесκий обзор.